Сайт координатора по ВР Егоровой Ирины Николаевны

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гражданско-патриотическое воспитание

       Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы целостного процесса воспитания.

В условиях модернизации российской школы важным является то, что большое внимание уделяется личности ребенка. Школа – единственный  социальный институт, через который проходят все граждане России, и является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. 

В нашей школе работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится с учетом Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России». В данных государственных документах указано, что «патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

В Программе воспитательной деятельности СОШ с.Шингак-Куль определены цели, задачи и ожидаемый результат по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:

Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству.

Задачи: сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родины; создание условий для активизации научно-исследовательской работы обучающихся по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

Ожидаемый результат: фактическое знание материала по истории края, умение сравнивать; анализировать, соотносить исторические факты; умение аргументировать свою оценку событий и личностей, развитие гражданских инициатив школьников.

Большую  роль  в организации гражданско-патриотического воспитания играют формы и методы.

Из методики мы знаем,  что методы /способы/, например,  бывают словесные, наглядные, практические. Формы - индивидуальные, индивидуально-групповые и т. п.  

Среди мероприятий патриотической тематики  выделяются: диалоговые  формы массовой  работы (обсуждение  фильма,  беседа,  диспут,  историческая  дискуссия); игровые формы массовой работы (конкурсы  эрудитов, викторины, турниры  знатоков,  литературные  и исторические игры, литературно-музыкальные композиции, историческое колесо).

Наиболее  эффективными  в  силу  эмоциональной  окраски  формами мероприятий  по  гражданско-патриотическому  воспитанию, проводимыми в школе,   являются тематические  вечера, вечера-встречи на  которые  приглашаются представители  нескольких  поколений, участники событий нашей страны.

Инновационными методами формирования гражданско-патриотических качеств личности являются:

1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Свойства методов: постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов: необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства метода: необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Методы и формы вышеназванные успешно применяются педагогами нашей школы и реализуются в различных направлениях гражданско-патриотического воспитания:

  1. «Духовно-нравственное»: формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи;  формирование взаимопонимания между семьей и ребенком; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей; работа с трудными подростками
  2. «Историко-краеведческое»: познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  3. «Гражданско-патриотическое»: формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  4. «Социально-патриотическое»: формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
  5. «Военно-патриотическое»: формирование у подростков высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  6. «Героико-патриотическое»: пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  7. «Спортивно-патриотическое»: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Выпускник школы должен быть способным к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой самодеятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда, он должен быть готов к защите своих прав и свобод. Поэтому важной задачей является формирование гражданина-патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.

Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива

   Высококвалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты.

 

Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.