Сайт координатора по ВР Егоровой Ирины Николаевны

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация о сайте

Достопримечательности Чишминского района.


Наш край – край древних легенд и уникальных памятников истории. На территории района находятся редчайшие памятники архитектуры Башкортостана, единственные в своем роде.

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первогоимама(духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы - Чишминского района республикиБашкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Кэшэне Хусейн-бека – типичный памятник золотоордынской знати- XIVXVвв и отражает время окончательного утверждения ислама в Башкортостане. Историческая память башкирского народа донесла до нашего времени только имя человека, возвестившего слово ислама на территории центральной Башкирии. Никаких письменных источников, повествующих о личности Хусейн-бека, деталях биографии, его миссионерской деятельности среди башкир, не сохранилось. Ежегодно совместно с ЦДУМ РБ в Чишминском  районе проводятся торжества, посвященные памяти Хаджи Хусейн-бека. Эти праздники дают возможность стать мусульманам ближе друг к другу, послушать проповеди муфтиев и выступления имамов. Гости праздника и верующие  почитают своим долгом посетить могилу Хусейн-бека.

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где постиг науки фикх и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн бек совершил хадж в Мекку.

В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн бек.

В 1393-94 году хан Тамерлан начал свой поход на Русь. Вскоре он достиг Поволжья, где ограбил множество земель, но башкиры приняли хана с почестями, поэтому остались нетронутыми. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан узнал от жителей о нем и решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привез хан Темир-Ленг из Туркестана на 12 волах. На ней было написано : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

На том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Кэшэнэ Турахана


Археологический памятник, XIV в. Расположен в 1,5 км к северо-западу от деревни Нижняя Тима на второй надпойменной террасе левого берега реки Слак. Памятник впервые описан в 1772 году

П.И. Рычковым, в XIX в. Осматривался  В.С. Юматовым, Н. Шаленковым, описан Р.Г. Игнатьевым, П. Юдиным, в 1956-1957 гг. – А.П. Смирновым, Б.Г. Калимуллиным.

Легенда приписывает его сооружение Турахану. Но, скорее всего, это не имя исторического лица, а искаженный его титул, буквально переводимый как «господин - хан». Когда-то вокруг стен размещалось старое кладбище, но в период борьбы с «религиозными пережитками» надгробные камни с надписями уничтожили.

Одиноко стоящее на холме белокаменное здание портально-купольной формы и в наше время поражает своей монументальностью. Широкая безлесная пойма реки Слак оттеняется поросшим травами склоном мыса. И стоящий там древний мавзолей с устремленным вверх куполом производит внушительное впечатление.

Для строительства использовались слегка подработанные плиты известняка и песчаника. Кладка велась на известковом растворе высокого качества. Размеры этого мавзолея поменьше, чем у его «собрата» в Чишмах. Толстые метровые стены на высоте около четырех метров переходят в невысокий барабан в виде граненого цилиндра, который увенчан восьмигранным шатровым куполом. Общая высота строения превышала семь метров, но к нашему времени вершина купола осыпалась до середины своей высоты.

Средневековые зодчие оригинально решили проблему устойчивости стен здания, облегчив купол посредством применения легкого природного материала – вулканического туфа. Обычная  для мусульманской средневековой архитектуры трехчленность (стены, барабан, купол) требовала продуманности переходов от четверика стен к следующей архитектурной части – барабану. Неизвестные зодчие просто и оригинально решили эту непростую задачу. Чтобы сделать гармоничный переход квадрата к восьмиграннику, они как бы срезали углы стены, добившись тем самым удвоения граней. Этот прием называется срезанным или скошенным тромпом.

Не менее оригинально древние строители исполнили еще один элемент, предписываемый канонами ислама, - портал. Портальная арка (пештак), обрамляющая вход, в мусульманской архитектуре служила главным украшением фасада. Она, как правило, являлась продолжением боковых стен и возвышалась над ними. В кэшэнэ Турахана вход вынесен за счет пристройки своеобразной крытой галереи, низкой и неширокой. Вход устроен в восточной стене, а с запада и юга облик стен оживлялся невысокими оконными проемами с полукруглым завершением. Внутреннее пространство кэшэнэ поражает аскетизмом: простой земляной пол и полумрак вызывают чувство благоговения. Около здания чуть заметно торчит из земли широкий камень с куфической надписью: «Бог бессмертен; всякий, повинившийся Богу, должен по воле Божией умереть, когда наступит тому время». «Все, кто на сем свете, по воле Божией, пойдут на тот свет, и каждый должен дать там ответ, что сделал хорошего или худого». «На сем месте погребена Схиб-Зимал, жена хана». Башкирское предание называет владетелем этого города Тура-хана, потомка Чингисхана, который (т.е. Тура-хан) был под властью сибирского хана Кучума, но потом, поссорившись с последним, он со своей ордой, в числе 8000 кибиток, откочевал к реке Уфе, затем, простояв 4 месяца около Тура-тау (городская гора), удалился на Ислак и там основал город, признав власть царя Казанского.

Мечеть деревни Барсуанбашево


Это одна из самых старинных действующих мечетей в республике Башкортостан. Год постройки: 1724 года. Старожилы помнят одну историю: в 1962 г. Башкирское телевидение сняло кинофильм «Тан атканда» («На заре») о сражении красных и белых. Съемки проходили и в мечети д. Барсуанбашево.

Литературное наследие народного поэта РБ Мустая Карима.

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов) родился в д. Кляшево Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Чишминский район Республики Башкортостана. Окончил Башкирский государственный пединститут. С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте, был тяжело ранен. После войны всецело посвятил себя творческой и общественной деятельности. Награжден десятью орденами. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР, РСФСР и Республики Башкортостан.

Мустай Карим начал писать с середины 30-х годов. С тех пор опубликовано свыше ста поэтических и прозаических сборников, более десяти  драматических произведений.